Накнуне войны

Прежде чем перейти к воспоминаниям из военных лет хочется остановиться на предвоенном периоде, вспомнить свои тогдашние чувства, взгляды, ощущения. Сделать это нелегко, так как человеческая память не беспредельна, за сорок лет многое забылось, потускнело, изначальные мысли могли исказиться в результате наложения последующих раздумий и воспоминаний или под влиянием фактов и событий, которые стали известны позднее.
В различной послевоенной литературе, художественной и мемуарной, пишется о том, что чуть ли не каждый советский человек думал, что война с гитлеровской Германий неизбежна и даже в очень скором времени.  Дескать, у власти в Германии стоят фашисты, разгромившие компартию и упрятавшие за решётку Тельмана. Но мне кажется, что для большинства людей война оказалась неожиданной.
Тогда никто ещё не знал, что Гитлер сосредоточил на советской границе 200 дивизий, тысячи самолетов, танков, десятки тысяч орудий и другой военной техники. Об этом не знал ни товарищ Сталин, ни Генеральный штаб! Сталин верил, что войны не будет, а народ верил товарищу Сталину.  В специальном заявлении ТАСС, опубликованном за несколько дней до войны, опровергались слухи о предстоящей войне и подчёркивалось, что они исходят от лиц, враждебных советскому и немецкому народам.
Кульминационным моментом этой пропаганды явилась поездка В.М. Молотова в Берлин. Я до сих пор помню, с какой торжественностью и пышностью встречали Молотова на Антгальском вокзале Берлина. Повсюду были лозунги, транспаранты, флаги обеих стран, ликующие толпы народа. На встрече присутствовали все видные чины  рейха, и все они расточали улыбки. Мощные оркестры исполняли гимны двух стран и бравурные марши. Картина этих торжеств была настолько убедительной, что, наверное, каждый, кто видел эти торжества, искренне верил в то, что между двумя государствами установился длительный и прочный мир. Во всяком случае, так думал я, человек впечатлительный.
Был ещё один довод в пользу того, что Гитлер не начнёт войну. Наша пропаганда уверяла, что граница на крепком замке и никакой враг не сможет её нарушить. Мы, конечно, верили в силу и мощь нашей Красной Армии, верили в полководческие таланты прославленных полководцев Гражданской войны К.Е. Ворошилова, С.М.Буденного и других. Мы думали тогда, что и Гитлер хорошо об этом знает, и вряд ли решится напасть на нас, тем более, что в тот момент он увяз в войне с Англией. К сожалению, у Гитлера были более реальные представления о действительности и он начал заранее запланированную войну.

Комментарии